главная страница
Запись сделана 8 июля 2004 года Ермушевой Анастасией, Огневым Валентином, Масаловой Марией в с.Варзуга Терского берега Мурманской области от Аллы Ефимовны Родионовой (в девичестве Заборщикова) 1937 г.р., местная.  Кассеты № 7 и № 16.
Характеристика исполнителя Алла Ефимовна родилась и выросла  в селе Варзуга, она закончила Ветеринарный институт в Мурманске и почти всю жизнь живет там. Каждое лето приезжает в Варзугу отдыхать, поэтому жизнь деревни по-прежнему остается для нее живой и естественной. Речь ее практически не отличается от литературной нормы, но она помнит много поверий, местных названий, быличек и т.д.
 
Топонимика/ ручьи А жемчужины здесь ловили или как привозили?

А.Е.: Да, вон там, в верховьях реки. Где сейчас у нас этот, (думает) домики-то построены.

Тони, что ли?

А.Е.: Не, не тони. (думает) Ну, у Мельнишново ручья.

Топонимика/ острова

Это там в верховьях реки за Толсты́м островом.

А остров Толсто́й это какой?

А.Е.: А это вот этот Тонкий идет, который здесь видно, а продолжение там Толсто́й. Он такой высокий.

А почему, интересно?

А.Е. А вот так вот и назвали. Этот такой тоненький, низенький, а тот прям такой. Вот, вероятно, как это, может, по самому устройству этого острова, я не знаю…

Топонимика/ ручьи

А там дальше за островом ручей?

А.Е.: А там уж Мельнишный ручей дальше уже.

А почему Мельничный?

А.Е.: Трудно сказать.

Мельник там никогда не жил?

А.Е.: Не, ничего не было. Так же как у нас Собачьи ручьи, озера, пороги – все Собачье.

Собачий ручей

А какие ручьи назывались Собачьи?

А.Е.: Там внизу Собачий ручей, напротив него порог Собачий в речке, а дальше идет ручей из озер собачьих. И сейчас тут Владимирский родник, так он у нас назывался Собачий родник. А сейчас Владимирский.

А почему?

А.Е.: Ну, сейчас тут у нас появилась религия. И, там, крест унесли и, вот, Владимира иконку туда повесили.

А мама ваша его тоже называла Владимирский или Собачий?

А.Е.: Да нет, его только лет 5 назад стали называть Владимирским, а так всё Собачий был у нас родник. И старички-то наши: «Куда пошел? – на Собачий родник».

А там, может, вода хорошая?

А.Е.: Вода-то уж там вообще прекраснейшая! Раньше туда ходили за водой - лечили людей, т.е. детей лечили, взрослых. И поверье такое в старину: вот если походишь к ручью, и ручей не бьёт (говорят, такие случаи были, но я не видела), значит – этому человеку жить не долго. Вот, когда подходишь, надо смотреть сразу на фонтан, если он так вот бьёт, значит, жить долго будешь. И обязательно надо бросить туда светлую монетку. Как у нас называли – «сереброшку», т.к. серебра ни у кого не было в наличии. Ну вот, светлую монетку. Но ни в коем случае не медную. Рассказывали случай, что ребята (ну ребята всегда есть ребята, шаловливые). Решили позабавиться над родничком, деньги им потребовались, с глубины все вырыли. Конечно, в итоге всем было плохо, кто участвовал. Хочешь верь, хочешь не верь.

Т.е. нельзя его чистить?

А.Е. Нельзя святое место трогать.

А интересно как, святое место и Собачий ручей называется.

А.Е. Да вот, потому что всё, начиная от Собачьих озер, и все это выходит из них и доходит вот до речки, и всё Собачье.

А в озёрах Собачьих хорошая вода?

А.Е. Ну, рыбаки ходят там всегда, ловят окуня, сига.

Т.е. тоже хорошее вроде место.

А.Е. Всё хорошее вроде, а название вот такое, что хочешь делать. Так что мне вот 67 лет, и я всё слышу Собачье, окромя вот этих пяти лет последних, когда появилась церковь у нас, служители там решили по-другому обозначить.

А почему Владимиром?

А.Е. Не могу сказать. Ковши там были свои, варзугские, деревянные. Дед мой туда унес свой, но я смотрю, там уже пол ковша осталось.

А зачем они туда ковши относили?

А.Е. А этим ковшом обливаются. Как же, если ты пришел на этот родник, ты должен облиться три раза. /то уж как хочешь, чтоб у тебя здоровье. Раздеваешься там, кто в трусиках, а кто и без трусиков. Ковш – раз, другой наливает, еще раз и потом третий. На голову платочек беленький обязательно надо положить. Это вот такие белые платки есть ситцевые. Вода очень холодная, но через минуту всё уже горит.

Ну и как, помогает?

А.Е. Да, конечно. То, во-первых, нервную систему укрепляет, если б так вот желание было б у людей, так там вообще каждый день можно было бы ходить, обливаться. Но здесь у нас тоже родничок есть маленький.

А как он называется?

А.Е. Да никак, родник и родник. Пошел на родник, сходил…

Детство/ игры

А во что играли?

А.Е. Игр много у нас было: например, запалочки, штандер играли, в лапту играли и закукареки…

Топонимика/ курьи

А как вы сказали, 2-ая курья?

А.Е. Ну, там (показывает на противоположный берег) песчаное место глубокое, там дети купаются. Вот напротив Назарка, вот этот ручей называется Назарка, самый большой. А дальше идет 1-ая курья, 2-ая курья, 3-ья, вот так все курьи называются.

Топонимика/ реки

А с этой стороны где купаются?

А.Е.: А с этой в Кошке. Вот мы ещё до 53-54 года купались, Завальчик у нас назывался. Вот по набережной туда идете к кладбищу, назывался Завальчик. Там купались все: и взрослые, и дети. И вот однажды, это был, наверное, 55 или 54 год, приехал к нам из Кузомени молодой человек, ну, наш одноклассник, ну, на праздник, молодёжь как, решил тоже искупаться, ну, как все. И как прыгнул, и не вынырнул больше. и с того момента туда ни одна нога туда больше не ступала. Потом туда ребята ныряли и нашли. Оказалось, там булыжник вот такой большой, все купались и ничего не было, а вот он приехал и на Петров день нашел себе смерть.

А что, нельзя купаться в этот праздник?

А.Е. Да нет, почему, все купаются. Ну вот видите, какая судьба бывает. Вот не дома он остался, нигде-то там, а именно сюда привело…

Топонимика/ острова …А.Е. А вот через речку у нас островок такой после кладбища называется Корга. Вот местечко такое, вот просто как высыхает, то получается ни остров, ни полу остров, а Корга. Потом начнет перевоз перевозится на Коргу, когда проход полностью будет сухой…
Топонимика/ реки

А почему Завальчик так называется?

А.Е. Да просто так говорили: «Пошли купаться. – Куда? – В Завальчик». И все знали, где он  находится. А уж если в Кошку, так Кошка там. А вторую Курью еще называют Серебруха. «Поехали на Серебруху купаться»…

Топонимика/ сопки
(Топонимика/ручьи)

(…)

А вот эти вот горы, они как-то называются?

А.Е. Вот здесь, когда идешь к роднику сюда от магазину, это называли Кильдитей. А вот от кладбища поднимаешься в горку, называется… «пошли на Узкий песочек», а второй Широкий песочек, т.е. тут такой небольшой, а там уже пошире. А за ним за Широким песочком – Винный ручей. Там луговинка такая, а из нее все время как течет водичка на бережок. А вот в ту сторону – Городишша, говорят, на Городишша раньше дома были. Зимой там дрова спускают, сейчас лесисто место. Туда подальше был аэродром, выше Городишшо, а сейчас уже заросло, самолеты не летают.

Топонимика/ озера

     А там еще лес за аэродромом есть?

А.Е.: Да, лес. А там Парашкино озерце есть.

Топонимика/ леса
(Топонимика/сопки)

(…)

А в лес ходите за грибами?

А.Е.: А как же! Вот только август начнется: голубика, черника, брусника, клюква, грибы, волнушки – то всё лес. Уже как «Отче наш» - утром встал, пошёл, пришел все почистил, отварил. Опять встал, пошёл - и так весь месяц. Не успеешь оглянуться – вот уж ехать надо, а так не хочется уезжать.

А вот в какие места вы конкретно ходите?

А.Е.: В Малый лесочек. Это вот который с Широкого песка туда кверху по дорожке поднимаешься. И тут на правую руку такой лесочек, сейчас-то он уже лес получился, а когда мы еще были дети-то. Ну, где-то так, по 10 лет, там вообще несколько было ёлочек, берёзочек, а сейчас там уже лес, но все равно называем Малый лесочек. Куда пошел? В Маленький лесочек. Ниже спускаешься, там уже Водомерка. Измерение воды идет, вот перед Собачьим ручьем. Там провода протянуты через речку и такие колеса. А где Собачий ручей – там называется Мокрая гора. Пошел куда – на Мокру гору, за грибами, за ягодами. Потому что эта гора все время сырая, хоть и жарко, и холодно – все сырая. А туда если подальше оп бережку идти, то там уже будет Кичигин-гора. Зимой уже по этому Кичигину ездят в лес за грибами на оленях так, рубят дрова. Сейчас-то оленей уже не стало, а в мою бытность еще ездили. На тракторах там, на буранах, и туда уже редко ездят. А все в верховье, т.е. жизнь меняется, не стоит на месте.

Топонимика/пожни
(Топонимика/острова)

А косите где траву?

А.Е.: Сейчас уже нигде не косят, осталось уже в деревне 6 или 10 овец, да одна корова, а там уж колхозные коровы, так там уже есть… Мякотя, Сиговка, Соловецкие острова, Кровавые, это по Варзуге туда вниз. В верховьях – Пундостров,, Мельничный на Кундостров, на Сергу-рéку.

А вот раньше ж была корова?

А.Е.: А как же, без коровы, без овец – это была не жизнь. Все косили тут. Тогда-то еще не давали нам, как говорят, косить-то, нельзя было: все было колхозное. И поэтому все шли с работы и ташечке вот по такой маленькой носили.

А что такое ташечка?

А.Е.: Ну вот ташечка, ташка называется, т.е. немножко сена, веревочкой перевязано и через плечо.

А может, вы помните, где ваши родители косили, наверняка, же было такое?

А.Е.: У нас не было… Ну вот если только Иванова пожня, там вот, если идешь на Собачий родник. Если километр под горой пройти и внизу прямо поле – вот Иваново поле.

И как там косили – все вместе?

А.Е.: Нет, семья вот одна и косила. Передавали, дни умирали и другим передавали, своим родственникам.

 

Топонимика/ топонимическое предание, рассказ о названии

А концы какие-то есть у деревни?

А.Е.: Это нижний конец, там верхний конец. На верхнем конце ещё Зеркальце есть.

Это что такое?

А.Е.: Это вот сейчас строится новый дом, большой такой на этом Зеркальце, т.е. там стояла баня и окошечко было, и вот зеркал тогда не было, а хочется посмотреться-то как, побежишь сюда: «К зеркальцу побежали», - в окошечко посмотришься шо там. Так всё время и зовут: «К зеркальцу пошли». Уже и зеркальца нету, и дом уже поставили, а всё к зеркальцу ходим.

Топонимика/улицы

А  вот главная улица как называется?

А.Е.: Раньше была передняя улица главная, а теперь задняя улица главная, потому что клуб сейчас там поставили и поля, раньше поля там были, ничто нигде не разрешалось проходить и поэтому все ходили вот здесь, а сейчас там как хорошо. Просто прекрасно, что задняя улица стала главной, потому что покоя не было. Представьте себе гурьба идёт, ночью, ну не то что сейчас безбожно ночью ходят. Тогда и до двенадцати казалось поздно, а сейчас в 4–5 расходятся с криком, с шумом…

А всего в деревне две улицы?

А.Е.: Передняя и задняя. Ну, вот средняя ещё, так её называют просто средняя. Так передняя и задняя чаще всего зовут. Это уже такие направленные прямые, эти то ещё так, где-то можно свернуть, а там уже всё, как пришел с начала, до конца дойдешь и вот так до Кошки, а там уже одна улица.

 (пояснения к карте)

 

Топонимика/ручьи

А вот по концам есть какие-нибудь названия?

А.Е: Да нет. Ну вот, там по набережной ходят, а там к Андрикову ручью. Вот туда за Зеркальце, за теми домами, за теми домами, которые тут новые построили, и ещё за теми. Сейчас он пустой-то, а к весне-то разливается, также как наш Падун, у кладбища-то называется, Падунный ручей…

(пояснения к карте)

Мне интересно, как бы вы объяснили своей подруге?

А.Е.: А вот так бы и сказала. А обычно скажут, скажи вот к такой-то, так тебе сразу покажут, где находишься. Вот, например, через речку переехать, так попробуй объяснить где. Переедешь, скажи: «Вот мне надо к Анисьевне». Всё тебя тут же проводят, знают, где Анисьевне.

Топонимика/озера

А на той стороне?

А.Е.: Не, там не моя сторона, ничего не знаю, кроме как мы за морошкой ходили в детстве с бабушкой там к Округлому озеру, к Тонкому озеру, там Медвежья гора, когда вот рядом 1-ая карега, 2-ая карега, Медвежья карега и там уж Красный гор, а потом Круглое озеро. Озеро действительно круглое, «в натуре», и Тонкое озеро, за Круглым тонкое озеро, тоже тонкое, длинное, но тонкое. Опять уж названы по своему характеру строения.

Топонимика/берега
(Церковь/история)
А вот я слышала, что их называют Петропавловский берег и какой-то Колхозный?

А.Е. Может, Петропавловский в честь Петра и Павла, а Успенский берег тот, наверное, потому что Успеньё там, а здесь Петра и Павла. Мы ж раньше вот в той церкви, что пониже, танцевали всю жизнь, клуб у нас был, и ничего ж без всякой задней мысли отплясывали по незнанию. Такая была жизнь.

А сейчас у вас сколько церквей?

А.Е. А сейчас вот Петра и Павла, Успенская и Афанасьевская и колокольня.

А раньше было сколько?

А.Е. А раньше вот Никольская, там где сейчас магазин, тоже колокольня была и Петра и Павла. А там вот эти тоже: Афанасьевская и Успенская.

А старые они, церкви, не знаете?

А.Е. Вот это-то старая, да и та. Они все, наверное, однотипные. В 1563 это Успенье, да и та, наверное, Афанасьевская, не меньше, но может попозжей.

А вот эти вот с этой стороны?

А.Е. Эти старые, конечно. Мы ещё застали это круг вот этот Петра и Павла, такая ограда была красивая, все в лесах, потом из техникума приезжаю, тут и ограды-то нет никакой, уже дрова, под склад. Порушить мы сильней, строить не очень.

Много церквей, а почему на этом месте?

А.Е. Ну, наверное, определяли зоны.

А кто определял?

А.Е. Ну, наверное, те, кто строили?

А кто строил церковь? Приезжали?

А.Е. Нет, там в этом, в церкви должны быть описания, по-моему, даже они своих ни имен, ничего не оставили. Я-то в самом куполе была, залезала.

Топонимика/болота
(Календарь/Святки/славление)

Если, говорят, к Собачьему ручью идти, там будет болото?  А как оно называется?

А.Е. Сивирово поле… Сивир у нас был божественный товарищ-то, молитвослов, ходил в Рождество с фонариком-то.

            Это человек такой жил в деревне?

А.Е. С утра в раннем часа в 3 или в 4 уже хозяйки все готовы к Рождеству, напекли всего, а он идет, как славит. Идет такой, а лампа была такая семилинейным, вот такая небольшая, и здесь вот с такой вот душечкой. И вот приходит и поёт там, я уж не знаю какие там, Рождественские слова. Споёт, перекрестится, и ему тогда дают куда-нибудь рождественское: кто пирожок, кто мушник, кто калачик.

Календарь/Святки/славление

А мы бегали, вот я ещё помню. В детстве самом. А родни-то в деревне много, а детворы еще того больше было. И вот все хором собираются и пошли от начала до конца одну сторону, от начала до конца другу сторону. Вот когда приходишь к родственникам, тебе всегда дают более солидную подачу: белый калач или козулю. А которые не родственники, черный калачик вот такой дадут, и всё. Вот к концу уже так где-то, мы уходили в шесть, не раньше, бегали, а уже когда часам к девяти приходили домой, целый таз уж с горой.

            А вот когда заходили в дом, что-нибудь говорили?

А.Е. Как сказать… Придёшь, и, во-первых, как-то неудобно, но всё равно раз уж пришёл, дак надо что-то сказать. Какие-то небольшие слова говорили, а сейчас даже уж не помню.

            А одевались во что?

А.Е. Да обычно.

А когда начинали славить?

А.Е. Вот Сивир начинал с 3, а мы с 6 часов. С 6 утра. Это только утром делается. Уже в 12 часов уже всё. Старшие не ходили, только детвора-то.

 

Календарь/Святки/ряжение

А не одевали костюмы?

А.Е. Это уж после Рождества шилюхинами ходили. Ряженых у нас шилюхинами называли по-деревенски. Ходишь всем хором. Прибежим, а всем же интересно узнать, кто. Все ходят вокруг нас, смотрят, а мы уж и попляшем, а говорим не то что так нормально, а какими-нибудь такими голосами, чтобы не узнали. Некоторый раз проходит номер, что не узнают, так мы счастливые бежим. А ещё с детворой-то взрослые ходили. Там мужчины, так они уж нарядятся. И вот если они идут, человек по 5-6 ходили, а если нас увидят, так они нас в снегу выкатают. Кто со слезами и домой пойдёт. Как видишь, так стороной бежишь.

            А как рядились?

А.Е. Кто брюки оденет, кто юбку, парень какой-нибудь сарафан мамин или бабушкин. Переворачиваешь какую-нибудь одежду на обратную сторону. Шубу могли перевернуть или пальто, ну, что угодно. И на голову тоже шапку на обратную сторону, да чуть-чуть щёлочки, если видно что, чтобы не упасть. А то ещё так платком накинешься.

             А маски не делали?

А.Е. Не, не делали. Всё было такое естественное. Одеть-то, можно сказать, было нечего. Что было, то и было.

            А когда шилюхинами ходили?

А.Е. С Рождества 7 и до 19, до Крещения…

            А как называли это хождение?

А.Е. А вот у нас такого строгого наименования не было.

А во сколько ряжеными ходили?

А.Е. Вечером уже, часов около 9. Все уже знают, что все свободны, все от работы освободились, т.е. сидят, отдыхают. Развлекать ходили. Это своево рода развлечение было. Потеха, если не узнали кого, бежишь, речь какую-нибудь ведешь. Вот весело было.

            Вы разными партиями ходили?

А.Е. Да, малыши сами по себе. Могли одновременно ходить. Старались не попадаться им, потому что всем всё равно не дадут зайти. Ну, они считали, что мы можем их выдать.

            А что, если узнают?

А.Е. А раскрывают, чаёк  попьют, пригласят, а кто и рюмочку может поднести для взрослого. Ну, а для детей-то, если узнают, всё равно ускакивают.

            А не было, что плохая примета?

А.Е. Не, не было.

 

 Календарь/Пасха

А что ещё делали на Рождество, на Новый год7

А.Е. Ну, на Пасху так качались. Делали качели у каждого в огороде. Ещё не растаявши всегда папа качели сделает. Почти у каждого дома качели были.

            А с какого по какое качались?

А.Е. Ну, вот как поставили качель, она вот так вот долго стояла, не то что вот так один день качались и всё. Уже начинают огороды копать, дак надо место освобождать.

 

Хозяйство/сельское хозяйство

А с какого дня начинали огороды копать?

А.Е. А огороды начинали копать с середины мая. Каждый год по-разному, потому что как весна. Растаял огород, и начинали копать. Ну, в основном, конечно, чаще всего в середине мая.

 

Календарь/зима

А вот мы в детстве, как зима, на санках и на лыжах с гор. Гора вот там детска высокая, вообще да и тут горы тоже. Вот как снегу наметёт много, дак так с удовольствием. (…)

            А вот горку заливали?

А.Е. Так укатывали, что…

            А на чем: на лыжах, на санках?

А.Е. И на санках, и на лыжах, и вот сани тоже были такие оленьи. Как посядут на олени санки, народу много, где-то полоз повернется, сани перевернуться, в общем, очень интересно.

 

Календарь/зима

А вот, может, собиралась молодежь?

А.Е. Собирались вечерами, потому что телевизоров у нас не было, одно только радио, да клуб. Вот, например, сегодня у нас понедельник, клуба нет, а что делать, молодежи-то много, а скучно же. Вот и собираемся в какую-нибудь, вот, например, сегодня ко мне, завтра к вам, а послезавтра к ним. Кто вяжет, кто вышивает. Вот так все и сидят, и песни поют, и сказку, какие-нибудь басни рассказывают. Это девчонки. А ребята редко когда заходили, вот так компанией-то.

А вот у молодых людей тоже какие-то посиделки были?

А.Е. Тоже собирались где-то, а встречались-то все в клубе. А если клуба не было, то вечером пойдут на горку и там уже потом шли кто с кем в паре, так по деревне тоже пройдутся и домой.

            А это было круглый год?

А.Е. Нет, летом-то клуб был почти каждый день. Более весело было что ли, гармошка заиграла, все бегут раздетые, а зимой же куда, холод везде, в клубе тоже холодно, и вот чаще по домам сидели.

 

Календарь/праздники

А зиму провожали?

А.Е. Нет, таково у нас не было. Ни встречали, ни провожали. У нас Масленицы не было. Пасха всегда была, Рождество, Крещение, Новый год, ну, там эти праздники летом: Успеньёв, Петров день, Ильин день. Вот Ивана Купала у нас никогда не было, его не праздновали. Вот даже пока я и не стала вполне взрослым человеком, и не знала и праздник-то.

 

Календарь/Троица

А Троица?

А.Е. А Троица была. А ничего не делали, также по гостям. В Троицу в основном на кладбище ходили. В основном, чаще всего до 12 утра все должны сходить на кладбище. Позже уже старались не ходить.

            Почему?

А.Е. Так принято у нас. Якобы только до 12 польза бывает.

            Т.е. в Троицу до 12 нельзя на Собачий родник?

А.Е. Нет, можно, в любой день можно до 12 часов, чтобы было на здоровье, а уже позже считается, что уже…

А были такие дни, когда земля именинница, вода?

А.Е. Не, не было. Тоже не было ни Духова дня. Троицу, а вот сказать, чтобы Духов день, таково не было. (…)

 

Календарь/престольные праздники

А что делали на Петров день?

А.Е. Сейчас-то этово уж нет, а раньше по набережной все старушки, также пожилые женщины нарядятся в сарафаны в платочках или в повойничках, какая  погода была, ходят и песни поют, а детвора-то в этом Заливе купается да и повзрослее ещё. Весело было, а вечером в такие дни в клубе обязательно что-то было.

А вот Успеньё, Ильин день?

А.Е. Это на той стороне было. Когда на той стороне праздник, тут не праздник, все едут туда. Когда на этой стороне праздник, все едут сюда. До сих пор так.

 

 

А были какие-то праздники, может, до того, как клуб, вы слышали, появился, когда не просто вязали, а собирались именно потанцевать?

А.Е. Такого не помню Может до нас были. Кадрили. Говорят, разные какие-то были. Здесь в Варзуге…

            А не слышали названия какие-нибудь?

А.Е. Вот мы ещё танцевали яблочко, коровяк, польку, ну и вальс.

            А яблочко это как?

А.Е. Так танцевали быстрыми шагами, как коровяк, тоже ходишь так (…)

А под гармошку что пели?

А.Е. А разное: и песни, и частушки. Я не знаю частушек.

 

Календарь/Святки/быличка о сбывшемся гадании

А гадали зимой?

А.Е. Да, гадали. Народ-то, конечно, гадал. Вот я лично помню один случай. Ну, наверное, в начальной школе учились. Значит, у нас в войну много приехало сюда людей, так сказать, которые там остались безо всево. Ну, значит, жили в маленьком домике, и вот у этой женщины сын пошел на лёд и, в общем, утонул. Искали, искали не могли найти. Она решила на Новый год, это где-то в октябре утонул, на Новый год она решила погадать. Значит, нас с дочкой на печку, значит:  «Сидите там, чтоб не слышала вашего голоса». И вот я помню, что она, значит, стакан поставила, там колечко своё поставила, и вот свечка горела. Наверное, и зеркало было. Помню то, что она сидела, внимательно смотрела, потом говорит: «Девчата, тихонечко сходите с печки, посмотрите, что вы видите в стакане». Верите ли, я обалдела. Дитя-то ещё было во 3-ьем классе, может во 2-ом. И лежит вот так вот голова, вот так вот взъерошены волосы. Ну, другая посмотрела. Сказала: «Ну, всё идите». И, что вы думаете, весной когда речка вышла, этого мальчишку выбросило за 25 километров от Варзуги. И когда все с интерната побежали смотреть, вот копия как в стакане лежал.

Календарь/Святки/гадания

Так гадали на тарелке, вот так кругами, так буквы обозначают и гадают. Всегда собирается много народу. А к стенке бумагу жгли, дак к стенке ставили, смотрели, что покажется.

            А это вот как вот?

А.Е. А это берешь бумагу, поджог спичкой и смотришь. А вот когда горела, смотришь, что на стенке вырисовывается. Только так. (…) То, что пишут в газетах, в книгах, у нас таково не было. (…) Может это когда я уехала учится, это ж мне было 14 лет, я уехала учится и больше по зимам здесь не была. Может там уж и повзрослее были так было что-то, а я не слышала. (…)

            А подруги ваши гадали?

А.Е. Гадали, вроде как им ещё и что-то совпадало.

            А песни пели во время гадания?

А.Е. Нет, тут наоборот полная тишина.

 

Календарь/Святки/гадания
(Календарь/Святки/быличка о сбывшемся гадании)

           А всегда дома гадали?

А.Е. Да. Вот мама мне рассказывала. Ну, это тоже опять со стаканом. Вот так они гадали в войну. Надо было в 12 часов ночи сходить на прорубь, набрать воды, принести домой поставить, потом стакан наполнить водой. Вот свечка, зеркало и они сидят, тоже гадают: жених показался какой в военной форме и, действительно, она потом за него замуж вышла, а другой – что живой и невредимой вернётся… Ну, в общем, то, что загадываешь, то и должно показаться. Что придёт живой и невредимый… Это со стаканом, я в такое верю, сама-то я гадаю.

 

Календарь/Вербное воскресенье
(Церковь/отношение)

           А вот Вербное воскресенье у вас было?

А.Е. Ну, вообще-то здесь вербу как таковую не собирали, никуда не ставили. Это все вот такое началось, когда здесь появился богослужитель, как-то оно резко стало обозначаться. Деревня у нас была абсолютно современная Советского Союза. Никаких церквей, ничево же не было. Как-то так у нас задавили, никто не вспоминал о бывшем, не о будущем, а о прошедшем.

 

Календарь/посты (Быт/кухня)

А во время постов что ели?

А.Е. Ну, во всяком случае, мама рассказывала, все молочные продукты собирались, у каждого была корова, а то и две, но никто не ел. Все собирались, сметану, потом масло переделывали и увозили продавать в Кузомень, т.е. зарабатывать деньги. Зима есть зима, никто не работает. Все отдыхают. Потом, значит, мясново ничево. И рыбу-то нельзя было. Картошку, капусту, картошку всегда в колхозе растили. Мясо было оленина, баранина, говядина. А так чтобы специально что-то там… Ограничивали молочные и мясные продукты. А рыба по-моему всегда была, картошка, капуста.

            А чего готовили ещё?

А.Е. Ну, супы. Супы и рыба. Жареная рыба и отварная, рыба в кулебаках, рыба на латках. Это так вот берут миску, туда кладут рыбу, могут уложить её так и водой полностью заливают и в печку. Вода испаряется, она прям зарумянется.

            А в кулебаках это как?

А.Е. А в кулебаках, это та же четверть, кладётся на раскатанный пласт и загибается, уголки защепляются, и остается дырочка в серединке, но никогда ни один пирог не закрывался, всё было открытое.

Хозяйство/кухня

          А рыбником что называли?

А.Е. Кулебаки – это и есть рыбник. (…)

            А с чем ещё делали кулебаки?

А.Е. А пироги ещё делали, если вот конкретно пирог, там, значит, с рисом делали, с грибами делали, с сёмгой делали, с горохом делали, гороховики называли. А шаньги делали, шаньги с картофелем, шаньги с творогом, шаньги с пшеном.

            А как это с пшеном?

А.Е. И не узнаешь, что они с пшеном. … Пшено разваривается так, чтобы оно было не крупинками, а мягкое. И вот, значит, туда добавляется сметанка, туда добавляется немножко муки, и туда добавляется сахарок, само собой, вот крахмал, в общем, всё это размешивается и накладывается на шаньгу, ну вот, которая сделана основа. А сверху подливу ещё делают со сметаной из муки, т.е. немножечко в отдельной чашечке сметаны и муки добавят.  Размешают, размешают, потом ложкой польют и в духовку, т.е. в печку. Она вот так вот зарумянится, попробуй догадаться, что там. Очень вкусно, а пшено.

            А чего ещё готовили?

А.Е. Ну, супы. Это когда мясо, картошка. Мясо, только картошка, никаких добавок. Просто варится мясо, потом картошку туда бросают, ни лука, ни там приправ.

            А соль?

А.Е. Ну, соль. Вот. А щи, так это картошка, капуста, лука у нас никогда не было, и мясо.

            А лука не было?

А.Е. Нет, у нас никогда не было. Это мы потом стали привозить, сажать стали.

            А раньше каких ещё овощей заметно не было?

А.Е. Ну, вот турнепс был, а репа вот круглая вот такая, а вот турнепс вот такой толстый, на  конус. Сочный! Ох, вкусный! А сейчас его чё-то нету, семян нету.

            А что делали с турнепсом-то?

А.Е. А ели, а что недоедали, то животным отдавали.

            А отваривали?

А.Е. Нет, сырым. Кожуру снимают, также как у репы. (…) А, знаешь, когда репу почистишь, в горшок в печку. Там потомится, и никаково песка не надо, она сладкая!

            Прям целиком готовили?

А.Е. Можно и кусочками, на 4 части, можно дольками, можно и полностью.

            А с картошкой чево? Варили?

А.Е. Варили, в основном. Пюре почти никогда не делали, у себя не помню, чтоб мне когда-нибудь делали пюре. Только картошка, всегда картошка с молоком. Вот это тоже вкусная вещь. Картошку нарезают-нарезают, потом наливают сверху молока. Зарумянится, сверху корочка. Картошка вытопится в молоке. Вот это делаешь часто. И отварная картошка А рыбу, конечно, ели, сёмгу, и сырую, и по-разному. Сейчас вот так вот ломтиками прозрачными делают. Значит, вот это четверть, вот так вот раз разрезали, вот три эти разрезали, и вот так вот кусками. Как съешь один, так второво не захочешь. (…)

            А солили её, да?

А.Е. Да, и потом такими кусками и ели.

            А ещё что с ней делали? Коптили?

А.Е. Нет, это сейчас начали коптить. … Жареную, отварную, уху делали. Уха, у нас считалась самая вкусная, это на тоне, как поймали в кипящую воду и без всякой картошки, приправы только. И всё, это самая вкусная была уха. Очень вкусная! С перчиком.

 

Календарь/Великий четверг

А вот Великий Четверг никак не праздновали?

А.Е. Нет, нет. Я говорю, у нас тогда-то всё было как-то заглушено. Может быть, это было до того, как всех раскулачивали.

 

Календарь/престольные праздники
(Хозяйство/сельское хозяйство)

А осенью были какие-нибудь праздники?

А.Е. Так зимой был Зимний Никола, а весной Весенний. 22 мая это Весенний, а 19 декабря это Зимний Никола. А осенью-то никаких праздников нет. Старинных нет.

            А вот когда заканчивали уборку урожая?

А.Е. Нет-нет, ничего не означает, это как нормальный, обычный.

            А вот на Николу чего делали?

А.Е. А ничего, в гости ходили. Просто в гости ходили, с той стороны ездили, к родственникам на этой стороне в гости ходили.

А Троица?

А.Е. А Троица была. А ничего не делали, также по гостям. Что и в Успеньёв день также, что и Петров день также. Вот ходили друг к другу в гости, а потом уж…

 

Хозяйство/скотоводство

А вот когда первый раз выгоняли скот, что делали?

А.Е. А ничего. Погнали и всё, чтоб все были в сговоре.

А вот если пропадёт корова, то как её можно найти?

А.Е. Ищут, ходят всей деревней. Ну, ориентировочно искать так, когда найдут, а иногда и не находили.

 

Собачий родник

            А Троица?

А.Е. А Троица была. А ничего не делали, также по гостям. Что и в Успеньёв день также, что и Петров день также. Вот ходили друг к другу в гости, а потом уж… В Троицу в основном на кладбище ходили. В основном, чаще всего до 12 утра все должны сходить на кладбище. Позже уже старались не ходить.

            Почему?

А.Е. Так принято у нас. Якобы только до 12 польза бывает.

            Т.е. в Троицу до 12 нельзя на Собачий родник?

А.Е. Нет, можно, в любой день можно до 12 часов, чтобы было на здоровье, а уже позже считается, что уже…

            А много народу ходило?

А.Е. Много, каждый выходной. В основном по выходным ходили, считалось, что на родник нужно ходить чистым. Вот помылись в субботу в бане, в воскресенье уже пошли.

 

Малый жанр/прозвища

А прозвища есть какие-нибудь в деревне? Вот вас, например, как называли?

А.Е. Меня никак не называли. Вот мы когда ещё маленькими были, прозвища-то ещё бывали. Были, уж я не помню, но помню, что были. Так каково-нибудь пацана звали, так потом и оставалось. А в основном здесь ещё как называют, по имени супруга. Вот, например, Афонтин супруг был, так её уже не зовут Валентиной, а Афонтиниха, или там вот Виктурин, так Виктуриниха.

 

Малый жанр/прозвища

А как называют людей вот с того конца?

А.Е. А, с верхнего конца… Так, чтобы конкретно как-то не знаю.

            А с другого берега?

А.Е. Ну, не знаю как, Заречана. «Заречана приехали!»

            А вот людей из других деревень?

А.Е. Ну, обычно как: с Кашкаранцы, с Кузомени.

            Жители Кузомени?

А.Е. Приехали из Кузомени, приехали с Кашкаранцы.

            Ну, как: кузомемляне?

А.Е. Кузомляне, кашкаране.

            А отсюда вот?

А.Е. Варзужане.

 

Церковь/кресты
(Промысел/кресты)

А вот кресты стояли по реке?

А.Е. Нет, при мне ничего уже не было.

            Нам просто из местных кто-то сказал, что где нашли жемчуг кресты ставили.

А.Е. Ну, это уже очень давно. Буквально очень давно, потому что мама почти никогда не рассказывала, что когда-то там жемчуг доставали, точнее ещё не при ней, а ещё когда-то.

            А ваше поколение уже не ходило за жемчугом?

А.Е.  Нет-нет. … У Мельнишново ручья якобы доставали.

 

Идолы

А что-то мы видели, вот прямо над нами есть ручеёк, а рядом с ним такие палки с вырезами?

А.Е. Это не ручеёк, это родничок. Тоже года два назад их поставили, кто-то приехал: «Как же у вас святой ручей и без идолов или как это называется?» Вот кто-то и поставил, но тоже не местный, приезжал который.

(приезжие люди в деревне).

 

Календарь/праздники
(быт/одежда)

А была какая-нибудь специальная одежда на праздники?

А.Е. Конечно, всегда была, она и сейчас есть.

            А на какой праздник какая?

А.Е. На все одинаковая. Такой праздничный сарафан, праздничный фартук, праздничный кокошник или повойник. Это уж обязательно. У ково кофточки, у ково что. Но это всё парадным считалось. В такие дни они уже не носили, только по праздникам.

            А какие-то цвета были определённые?

А.Е. Нет. Кому что нравится.

 

Быт/одежда

А откуда ткани брали?

А.Е. Привозили, привозили. Раньше ж приезжали зимой на оленях, привозили оленьи шкуры, оленьи тапки, оленьи кимы эти все. Всё это зимой привозили. А летом у нас же пароходы ходили в Кузомень, и оттуда товар поступал, всё время постоянно.

            А откуда это везли? Какие-то русские?

А.Е.  Всё русское, из-за рубежа ничего не поступало.

 

Хозяйство/сельское хозяйство

А вот нам сказали, что после Петра и Павла начнётся сенокос?

А.Е. Обычно сенокос у нас начинался после 12. Раньше уж как сказали после 12, на следующий день Петра и Павла все ещё гуляют, а вот на второй день всё, будьте любезны, все на сенокос. А сейчас-то это всё одна сказка, и могут и 17 уехать, и могут позже, и начинаются дожди. Уже как всё, в восемь часов уже поедут, а сейчас могут и в девять только поехать. А в семь часов уже с сенокоса только шли пешком, и никто не возил на машинах, как сейчас, а сейчас уже все в пять вечера поехали. Вот так вот, жизнь какая интересная.

 

 

А купались до какого?

А.Е. А купались пока тепло было. Ну, в августе уже не купались.

            А почему?

А.Е. Уже с Ильина дня вода холодная. Уже нельзя купаться.

            А если солнце светит?

А.Е. Всё равно холодно, прохладно. Так может когда в бане кто моется, выскочит напротив.

 

Малый жанр/поверье о бане

А в бане можно мыться в любой момент?

А.Е. Да.

            А ночью?

А.Е. Нежелательно.

            А почему?

А.Е. Да, вот слышала, рассказывали, что вот ночью попытался, оттуда выгнало. Насколько это так не могу судить, со мной этого не было, ночью не мылась.

 

Малый жанр/поверье о бане
(Народная медицина, знахарство/грыжа; Народная медицина, знахарство/щетинка)

А когда в баню входишь, нужно что-нибудь говорить?

А.Е. Нет, не нужно. Так-то, в принципе, ничего не говорят, а если скажешь: «Господи благослови», - дак и не хуже. Так говорят. Это уж когда на лечение несут младенца, бывает, что маленький болеет, и его в баньку несут распарить, так тогда.

             А от чего в баньке лечили?

А.Е. От разного. Бывают грыжки, щетинки бывали.

Народная медицина, знахарство/грыжа

А что такое грыжки?

А.Е. А грыж-то ведь много. И пу́почная, и паховая, и подмышечная, и брюшная. Очень много.

Народная медицина/щетинка

А.Е. Щетинка - это когда на спине волосики.

            Прям волосики настоящие?

А.Е. Волосики, как у поросеночка. У своей дочери два месяца выводила. Раньше-то и не знали, говорят, плачут дети, болеют, болеют, а потом-то я уже свою дочь, ей уже четыре года было, вот мама приезжала ко мне, мамина сестра, и никто из нас даже и не знал, что это такое. А вот уже сказали: «Выводи щетинку, раз плачет, наверное, щетинка». Вот берёшь хлеб мягкий, так катаешь, катаешь. Сначала распарил спинку, а потом, значит, начинаешь вот так вот тащить, и она вытягивается, а потом кремом уже вот так вот снимаешь аккуратненько. Можно, если вдруг хлеба нет, берёте чашечку, туда водички и немножечко муки, только надо не круто замешивать, так чтобы и не мягко, и не круто, средний чтобы был такой шарик. Если сильно плачут дети, проверить надо всегда после рождения. Вот родилась, через неделю домой выписывают, - и сразу нужно проверить. Это вам может пригодиться. …

            А это всё в бане делали?

А.Е. Нет, можно в ванне, распаришь ребёнка, потом переворачиваете на руку ево, а спинку уже начинаете обрабатывать.

 

Народная медицина, знахарство

А вот если зубки плохо режутся?

А.Е. Чёрную корку дают. Кладут чёрную корочку в марлю, и она десна натирает, чёрная корочка же твёрдая, и быстрее.

 

Народная медицина, знахарство/сглаз

А сглазить можно ребёнка?

А.Е. Это без слов можно. Даже может черноглазые, особенно кареглазые. Они может сами не знают, что могут сглазить. Посмотрел на ребёнка и всё. Пошёл вроде без всяково, а ребёнок после начинает плакать. А тогда вот помню, мама делала так: ушел человек, ну вот вы пришли в гости, и ребёнок начал плакать, она наберёт водичку в ковшичек, туда снимает нижнюю рубашечку, кладёт в эту водичку, идёт, вот эту дужку, надо через эту дужку вылить, чтобы обратно в ковшичек попало, вот штучкой так сливается и всё.

            А это дома делать?

Человек ушел из гостей, из дома.

            А говорить что-нибудь надо?

Да вроде мама ничего не говорила. Может и прочитать, оно и не хуже. «Отче наш» так все знают.

А вот раньше были ещё какие-нибудь средства?

Ну, вот где-то есть бабульки в каждой деревне.

            А тут вот нет у вас?

Так соседку приглашают, но сейчас она в Мурманске.

            Лечит, да, детей?

Ну, она и хорошие мази делает. Нарывы у ково, ожоги, вот это она хорошо помогает.

 

Народная медицина, знахарство/ячмень

А если ячмень над глазом?

Ячмень, так покажите друг другу кукиш. Или возьмите марганцовочку, крепкий раствор, горячий. Ваточку раз, как только почувствовали, приложили раза три. Ну, если уже запустили, тогда уж более действенно надо.

            А более действенно, это как?

Если ячмень с одново глаза сошёл, на другой пошёл, потом опять. Идите в аптеку купите витамин А, съеште всю упаковку. Мне помогло.

 

Народная медицина, знахарство
(Народная медицина, знахарство/травы)

А вот от всяких укусов, что делали?

Если череду… У вообще от укусов хорошо помогает сода. Развили чайную ложку на стакан, и смажьтесь на ночь.

            А кровь вот, если поранишься сильно?

Сахарный песок всегда есть? Прям засыпайте, ничем не обмывайте, прям сразу рану засыпать. Это самый лучший дезинфектор и лучший остановитель крови. Руку где-нибудь свыше забинтовывайте, чтобы сток был вниз?

            Это вы прочитали, или это у вас так делают?

Здесь так делают, и это я знаю. Потому что вот когда я полногтя отсекла серпом, траву скашивала вот так, сразу пришла домой, сразу сахаром сыпала, сыпала, перетянула немножечко, потом никуда не ходила, потом лечила: подорожник – одуванчик, подорожник – одуванчик.

 

Народная медицина, знахарство/травы

А если вот желудок болит?

Ну, это надо тысячелистник, потом очень хорошо полынь пить. У нас тысячелистник был только.

Быт/одежда

Расскажите, что как называется, как что делалось, из чего?

Ну, вот сразу девались галоши и шерстяные, как гольфы, считалось чулки. Обязательно с узорами должно быть, и желательно рядочками, чтобы было.

А почему рядочками?

Ну вот, для красоты что ли, наверное. Там ничего нет особенно. Потом надевали этот нагрудник, одевали, чтобы был обязательно с вышивкой. Вышивка эта уже довольно старинная, ещё  мамина. Потом одевают вот сарафан. Конечно, пока они пели, много было разных сарафанов. Эти сарафаны были уже им сшиты, когда они поехали в Москву, в Ленинград на фестиваль, точно сейчас не могу вспомнить. Были ещё сшиты специальные ботинки, красные под это, но они слишком громко топали, поэтому они их сразу, снова одели в свои формы галоши. Потом одевался повойник. Должна быть ещё у пожилых чёрна ленточка почему-то, чтобы она окаймляла немножечко повойник, выделяла что ли, то ли что. После этого одевали платок. Чтобы было ровненько концы. Потом брошечку, потом одевали бусы. Раньше бус не было - сами-сами делали в их молодости из ёлочных игрушек. Так вот делали и вот так одевали, а потом уж отошло, так сказать. Ну, не надо, так стали искать другие, стали ездить в город-то.

А раньше сами бусы делали?

Да, сами. Так, потом одевают фартук. Раньше-то у них были сарафаны с подкладом, юбки нижние белые. Сейчас-то этого не делается, это раньше у мам было. Так там сначала поясом подвяжутся отдельно, а потом уже фартуки. Вот так вот, у ково какие, одинаковых ни у кого не было.

А из чего сделали?

А у ково из чего было, каждый мастерил. Кожаных не было таких специальных. У ково старинно-матерчатые были, только пряжечки. У ково вот такие пояса, раньше тогда в продаже были, вот потом все стали носить. Вот, пожалуй, и вся форма. Всё.

А это вот праздничный костюм был?

Да, это праздничный костюм.

А других костюмов не было?

А другие костюмы были. Если, например, в рабочий день, у них такие сарафаны ситцевые на лямочках, всё так же. Платочков, конечно, не носили, повойники носили всегда, когда девушка вышла замуж, всё, она уже надевает повойник. Также и вот таково тёмново, не ярково цвета было. Фартучек обязательно был, кофточка любая. Таких вот нагрудников не носили, не на каждый день.

А узор на повойника всегда такой был?

Разный, разный. Абсолютно у всех разный.

А это ни от чего не зависело?

Ни от чево не зависело. Кто был побогаче, мог там  жемчугом расшить или какие блестящие материалы. Кто уже победнее, какой есть, такой есть. Там у меня по-моему ещё два есть, так я вам покажу.

А вот вышивка на рукавах?

Ничего не означала. У каждово своя. Какой что нравилось, то и вышито.

А другие вышивки какие были?

Ну, разные. Узоры абсолютно разные были. У ково цветочками, у ково и такими крестиками большими.

А вот на подушках вышивка, она может какая особенная?

Нет, ну как… “Не на каждый день” называлась. Это уж так, мы не спим на них, это так они стоят. Если спят, то уже такие обычные простые.

А цвета что-то значили?

Нет, но в основном всегда красный и чёрный, видно контраст такой делали в основном.

А на фартуке всегда такие полоски?

Нет, разные. И цвета-то фартуков разные, и полоски разные, в общем, кому какой нравился. Кто к костюму делает полоски, кто к платочку.

А может обычная одежда от праздничной как-то по цвету отличалась?

Да, праздничная всегда яркая, а обычная уже больше тона.

И платок тоже не каждый день носился? Только на праздники?

Только на праздники.

Вы нам тогда покажите, какие ещё повойники были.

Это уже попроще, а этот уже побогаче. Вот у них обязательно были такие подшивочки, чтобы косы все заплетали, в основном с косами. Прям вот здесь на верху, чтобы кос не видели. Сначала туго заплетут, потом завяжут, вот тут вот завязочки, а потом уж…

Ну, это вот уже ближе к будничным?

Да. Вот у мамы ещё такой был фартук, такой тёмно-жёлтый. Такой платок, уж совсем порвался. В нём выступала.

А сама вышивала?

Нет, это фабричный. Вот ещё так те сарафаны были. Похожий, а материал другой. Вот раньше, раньше. Вот здесь ещё видите чёрное.

Это вот праздничный сарафан, да?

Праздничный…

 

 

Фонд derevni-sela.ru | Варзуга 2004 – Цифровой десант 2004 – Лицей на Донской г.Москвы, группа «Комплексное исследование деревни»