главная страница
Козули - поморские игрушки из теста Материалы подготовлены учителями и учениками Варзугской школы

   Maленька, рогатенька,
   Головой не вертит,
   На зубах хрустит...

Ну, конечно, это козуля! А что это такое? Фигурки - олени, коньки, бычки, коровки, козлики, птички, тюлени, – изготовленные из ржаного теста, – имеют общее значение, общее название – «козули».

Название этого обрядового печенья, возможно, связано с тем, что одним из популярных персонажей стада была коза. Но более верным кажется предположение, что так условно называли всех животных с рогами. Ведь самым желанным подарком был олень с раскидистыми рогами. Особенно славилась мастерицами Варзуга. Пекли раньше козули в Рождество, перед Новым годом, на праздник Коляды. Пекут их и сейчас и на рождение ребенка, на свадьбу, новоселье.

   А вот и детям и невестам
   Козули из ржаного теста
   Как живые по столу скачут,
   Раздают хозяевам удачу.

В обычае выпечки хлебных козуль чувствуется влияние древних верований выходцев с новгородских земель. Создание хлебного стада – отголоски обряда жертвоприношения. Сам факт присутствия фигурок в доме магически влиял на настоящую и на будущую жизнь.

Дa, поморы верили, что если напекут большое стадо животных из теста, – приумножится количество скота в их дворах, будет больше дичи в лесах. Хозяйка обычно оставляла 1-2 козули в доме, чтобы счастье не покинуло ее семью.

Козули хранились весь год до следующего Рождества, а потом лепили новые. Если они ломались, их не выбрасывали, а скармливали скоту или птице, – и это тоже характерно для обряда  жертвоприношения. Есть в этом и очень бережное отношение к хлебу. Раньше козули ставили на божницу перед иконами, давали каждой фигурке имя, чтобы у хозяина в доме было счастье. Каждой, кто видит нашу рождественскую козулю, искренне недоумевает и живо интересуется, из какого материала она сделана, чем она обработана, как обжигается... И очень удивляется, узнав, что эта игрушка из теста выварена в кипят­ке и выпечена в печи. Удивляется, что все так просто. Дa это просто на вид, незатейливо, а на деле требует большого терпения и уважения к народным традициям. И это все еще не все. В народе есть негласное правило, как бы свой «секрет ремесла»: у мастера и мастерицы должна быть легкая рука, чистая душа и добрые мысли. Женщина берется за тесто только чистой телом и в хорошем настроении, с желанием «катать  козули».

В некоторых поморских семьях и сейчас верят, что злому  человеку с мрачными мыслями, темными делами «тесто не дается», козули не получаются, да у него в деревне не возьмут. Такому человеку делать козули – только себе вредить. Месили тесто в основном мужские руки – был в этом особый смысл, ведь мужской дух отгоняет злые силы от творения теста. Лепили их к Рождеству десятками, по нескольку подносов. Некоторых особых искусных мастеров водили из дома в дом лепить козули.

Собирались ряженые, ходили на посиделки, пели поздравительные песенки-колядки, заходили в каждый дом. Поздравляли хозяев дома, желали им здоровья, богатого урожая и удачи на охоте. В колядках пожелания звучали так:

   Ото бы тебе коров,
   полтораста быков
   по ведру бы те доили,
   Все сметаною...

За пожеланиями колядники требовали угощения, но не обычного пирога, а непременно козулю. И это было не попрошайничество, а серьезное заклинание:

   Подайте коровку,
   Масляну головку!
   Нe обкусывайте,
   Не обламывайте!
   Нe давайте пирога,
   А то корову уведем со двора.

Вместе с козулями на Рождество пекли «тетерки» (птичка с птенцами) и «витуши» из пшеничного теста. Тетерки дарились особенно дорогим гостям. А неугодным гостям вручали ржаной калачик. Приемы лепки одинаковы для всех фигурок. Движения отточены веками, лишних нет. Порезов ножа не более семнадцати. Это требование выполнялось всеми поморскими мастерами и было связано с магическими действием. Для фигурок характерны условность и обобщенность. Лишь рога и хвостики вылепливаются по-разному, все образы в прошлом имели смысл – символ Солнца, Изобилия, Здоровья, Доброты. Козули не расписывают, они так и остался монохромными: цвет самого хлеба был чрезвычайно дорог предкам, как и ныне живущему человеку. Чтобы игрушки выглядели более празднично, их отбеливали: почти готовые хлебные фигурки вынимают из печи и окунают в кипящую воду, а потом ставят в горячую печь, повторяют эту процедуру не один раз. Тогда козуля становится светлее и приобретает блеск. Такие козули особенно ценились. Недаром в Варзуге до сих пор сохранилась присказка «Светла лицом, как козуля», т.е. очень красивая. Козуль любят издревле. придумывают поговорки, присказки, загадки. А почему козули называются именно так? Вот какое поверье было у крестьянина:

   Где коза бродит,
   Там жито родит,
   Где коза с рогом,
   Там жито стогом

Козули – это не только вкусное печенье на Рождество, теперь это памятник народного творчества, народная скульптура, форма и технология изготовления которой шлифовалась веками. Козуля – это и магическое заклинание будущей счастливой жизни. Создание обязательно сопровождается рождественской молитвой: «Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом разума. Через Рождество Твое волхвы – мудрецы, поклоняющиеся звездам – звездою же были научены поклоняться Тебе, Солнцу правды, и знать Тебя, сошедшего с высоты Господа. Слава тебе, Господи!». Что нужно для создания козуль? Ржаное тесто (мука, соль, вода), нож и руки мастерицы. Вот и все. Рецепт: на один стакан воды – три-четыре стакана муки, пока тесто не станет очень крутым, соль по вкусу, одну столовую ложку растительного масла. Тесто замешивают на ночь, утром выпекают. Начинать раскатывать тесто можно указательным и средним пальцами – получатся сразу три крупных детали: голова, ноги, туловище. Затем проработать мелкие детали. Фигурки терского берега хранят народную мудрость, вызывают уважение к самобытному искусству.


Фонд derevni-sela.ru | Варзуга 2004 – Цифровой десант 2004 – Лицей на Донской г.Москвы, группа «Комплексное исследование деревни»