главная страница
Варзуга Иван Ушаков, краевед. Публикация в газете "Мурманский вестник".
начало  предыдущая часть  следующая часть

6. Описание 1785 года

В 1614-1619 годах Варзужская волость стала вотчиной Соловецкого и Новоспасского монастырей и Патриаршего Дома. За пользование тонями и покосами варзужские крестьяне платили своим владельцам оброчную подать.

В середине XVII века многие варзужане выехали из села и поселились поближе к морским промыслам, образовав деревни Кузомень, Тетрино и другие. Северная война (1700-1721 гг.) крайне ухудшила положение народа. Крестьяне были задавлены массой поборов и казенных служб.

Екатерина II в 1764 году ликвидировала духовные вотчины, перевела монастырских и патриарших (к тому времени - синодальных) крестьян в разряд государственных с передачей им в общинное владение всех волостных угодий. Затем жителям Поморья предоставили свободу предпринимательства и торговли. Наконец, правительство отменило казенные службы и промысловые сборы. Это значительно облегчило положение трудового населения.

После длительного периода упадка промыслов в Поморье начался бурный рост предпринимательской деятельности. Наиболее энергичные поморы заводили суда, строили промысловые станы, увеличивали добычу рыбы и морского зверя, расширяли торговлю. Многие варзужане разбогатели или значительно поправили свое материальное положение.

В 1784 году архангельский генерал-губернатор Тимофей Иванович Тутолмин решил сделать подробное описание вверенной ему губернии. Сбор сведений о крае проводился по анкете, содержавшей 53 вопроса. Наиболее толковые чиновники и солдаты объезжали селения и опрашивали на сходах местных жителей по всем пунктам анкеты.

Описание Варзужской волости дает обстоятельную картину хозяйственной деятельности, домашнего быта, внутриобщинных отношений, обычаев и образа жизни крестьян.

Село, отстоявшее в 453 верстах от уездного центра Колы, занимало территорию в длину по реке полторы версты и шириною по берегу 50 сажен. В состав волости входило 7 деревень: Оленица, Кашкаранцы, Кузомень, Чаваньга, Тетрино, Чапома и Пялица. Всего в волости насчитывалось 185 дворов, а жителей - 1106 человек (526 -мужского пола и 580 - женского). Грамотных мужчин было 52 человека в 37 дворах. Мореходных судов имелось 13 общей грузоподъемностью 10785 пудов. Скота: 264 коровы, 30 быков, 739 овец. Вместо лошадей держали оленей - 503 головы. Сена снимали в год 5943 копны. Морскими промыслами занимались 153 двора, ловом семги - 145 дворов, сельди - 47.

Во владении волости находилось 106 семужьих тонь и 12 озер (Панское, Ингельское, Ирмо, Япомское, Аренское, Межное, Сергозеро, Бабозеро, Кичозеро, Сальницкое, Ондомоозеро и Чаваньгское), в которых ловилась для собственного потребления «белая рыба» - сиги, щуки, окуни, налимы, плотва, хариусы.

Рыба продавалась преимущественно в местах промысла скупщикам, которых на судах являлось 19 человек. На своих судах в Архангельск отвозилось до 1000 пудов семги и до 100 бочек сельди.

Среди крестьян существовало сильное имущественное неравенство. Вот некоторые сведения о состоятельных варзужанах.

Яким Афанасьевич Кузнецов имел мореходное судно - кочмару «Святой Дмитрий» грузоподъемностью 360 пудов, 3 коровы, 12 оленей; кроме промысла морских зверей и семги ездил на Мурманский берег на лов трески.

Иван Иванович Кожин имел 5 коров, быка, 10 овец, 10 оленей, мореходное судно грузоподъемностью 840 пудов.

Устин Никитич Логинов имел два мореходных судна - кочмару «Святой Стефан» на 1800 пудов груза и «Святой Иоанн» на 600 пудов; «на морских тонях ловит семгу и на льдах побойкою из винтовок промышляет лысунов и серку, а товар свой отвозит на собственных своих кочмарах для продажи в Архангельск»,- сообщается в посемейной описи.

Богатыми промышленниками являлись Афанасий Григорьевич Дворников, Дорофей Никифорович Котлов и его брат Андрей, Федор Михайлович Елисеев, Кузьма Васильевич Кожин.

В среднем в Варзуге вылавливалось в год около 1500 пудов семги.

Налогообложение по лукам уже исчезло. «Раскладки платежа податей с промыслов, с тоней, судов или по другому имуществу,- объясняли варзужане, - у нас не бывает... Всякой колико имеет в семье по ревизии душ, с того и платит».

Женщины зимою «прядут лен и ткут холсты про себя на рубахи, також прядут конопля на рыболовные и нерполовные сети и неводы». О нарядах варзужанок сказано так: «Женщины на головах носят самшуры, сороки с рогами по древнему обыкновению, вышитые бумагой красной, шелком и золотом; девки - на головах чолки и венки бисерные с лопастями из разных шелковых материй и шейные забороски, бисерные и золотом вышивные».

Относительно увеселений крестьяне ответили: «Бывают дневные игрища, а вечерних не бывает; горы (катания на санках) бывают и гуляют на оленях. О святой неделе - качели, о Троицине и Петрове днях хороводы бывают».

В волости насчитывалось 7 церквей (в том числе в Кузомени - Дмитриевская) и 3 колокольни.

Даже после расселения по приморским деревням Варзуга оставалась крупнейшим селением Терского побережья.

 

Фонд derevni-sela.ru | Варзуга 2004 – Цифровой десант 2004 – Лицей на Донской г.Москвы, группа «Комплексное исследование деревни»